Этапы воронки продаж
Термин «Воронка продаж» (далее – ВП) был введен еще в 1898 г. Он описывает весь путь покупателя от момента появления желания купить что-то до непосредственного этапа совершения покупки.
Почему собственникам бизнеса это нужно:
- Управление – для обеспечения контроля над каждым из этапов процесса продажи товара или услуги;
- Конверсия – наглядно демонстрируется не только для итоговой сделки, но и для каждой стадии;
- Прогнозирование – удается предсказать будущие объемы продаж;
- Аналитика – затрагиваются каналы продвижения и маркетинговые стратегии.
Поэтому нужно считать не только продажи, прибыль и другие явные показатели, но и данные по воронке продаж. Только так можно наиболее полно увидеть свои слабые места, устранить их и сделать акцент на сильных.
Классическая модель
Для ВП присущи свои стадии. Основные из них:
- Целевая аудитория – только определяются потенциальные покупатели, их охват и возможная специфика;
- Потенциальные покупатели – те, кто уже прошел начальную точку контакта, и выявили заинтересованность предложением;
- Заинтересовавшиеся – уже ближе к осуществлению покупки, но еще не гарантированно, на этом этапе клиенты осуществляют выбор и изучение заинтересовавшего товара;
- В процессе – чтобы человек дошел до конца и купил товар или услугу, на этой стадии важнейшее значение будет иметь сервис и то, насколько удобно оформить покупку;
- Уже купившие – этот шаг нельзя ни в коем случае считать завершенной, так как покупатель может вернуться вновь за покупкой, соответственно покупка, оплата и доставка товара реализована должна быть максимально удобным способом.
Постоянный анализ ВП – путь к преобразованию максимального количества потенциальных покупателей в реальных. ВП попадает под класс аналитических CRM-систем (с-м управления взаимоотношениями с клиентами).
Пример схемы для b2b бизнеса
Более наглядно изучить структуру модели относительно ВП можно на основе примера для b2b бизнеса. Основные этапы для этой сферы деятельности:
- Холодные звонки;
- Презентование товара или услуги;
- Коммерческое предложение;
- Подписание договора;
- Отправка товара;
- Повторная покупка;
- Постоянные покупки.
Временной промежуток для измерения показателей ВП должен быть определенным – неделя, квартал и т. д. Наиболее объективно ВП имеет в среднем такую статистику:
- Потенциальные клиенты, посмотревшие предложение компании – 500 чел.;
- Те, кто обратился за первым обсуждением услуги либо товара – 46 чел.;
- Подробно ознакомившиеся с характеристиками и качеством продукта – 32 чел.;
- Выразившие желание совершить покупку – 20 чел.;
- Реальные клиенты, сделавшие покупку – 20 чел.;
- Повторные покупатели – 4 чел.
То есть, на каждом этапе заинтересованных лиц становится все меньше. Чтобы максимально повысить показатели именно по последним пунктам, нужно постоянно работать с ВП. Для этого следует определить свои этапы, замерять данные, улучшать и увеличивать показатели.
Данный инструмент, конечно, должен быть подстроен под конкретную нишу бизнеса. Также не лишним будет представлять, сколько необходимо привлечь клиентов, чтобы в итоге заключить необходимое количество сделок. Однако в любом случае не стоит пренебрегать им, если есть желание и стремление развивать продукт либо компанию.
Больше информации в первоисточнике – https://in-scale.ru/blog/etapi-voronki-prodaj.html